Гемоглобин как комплексный ион
Содержание статьи
формула гемоглобина как комплексного соединения
Урок химии «Комплексные соединения»
Ключевые слова: соединения , комплексные ионы
Модульный урок
Структура модуля
УЭ-0. Интегрирующие дидактические цели.
УЭ-1. Повторение. Химическая связь, схема ее образования.
УЭ-2. Координационная теория Альфреда Вернера.
УЭ-3. Классификация комплексных соединений.
УЭ-4. Получение комплексных соединений.
УЭ-5. Применение, значение комплексов.
УЭ-6. Свойства комплексных соединений.
Оборудование к уроку. На демонстрационном столе:
- концентрированные растворы соляной кислоты и аммиака;
- растворы сульфата алюминия и гидроксида натрия, сульфата меди (П), хлорида железа (III), роданида калия; кристаллический калий железосинеродистый (красная кровяная соль);
- демонстрационные пробирки или цилиндры, экран с подсветкой;
- магнитная доска с набором аппликаций;
- плакат с изображением структурных формул молекул хлорофилла и гемоглобина;
- таблица «Состав комплексных соединений»;
- вытяжка хлорофилла в этаноле.
УЭ-0. Интегрирующие дидактические цели
- Повторить механизм образования ковалентной связи.
- Познакомиться с новым классом соединений, классификацией.
- Изучить содержание теории комплексных соединений.
- Используя химический эксперимент, добиться усвоения получения, физических и химических свойств комплексных соединений.
- Комплексные соединения в окислительно-восстановительных реакциях.
- Познакомиться с применением веществ данного класса.
УЭ-1. Механизм образования ковалентной связи
Частные дидактические цели:
- Повторить механизм образования ковалентной связи.
- Образование ковалентной связи в молекулах воды, гидроксония, иона аммония.
Руководство. Запишите схему образования молекул: воды, иона гидроксония и аммония. Объясните механизм образования иона аммония.
Донорно-акцепторная связь в ионе аммония. Что является донором, а что является акцептором?
УЭ-2. Координационная теория Альфреда Вернера
Частные дидактические цели:
- Мотивация, постановка проблемы.
- Знакомство с новым классом соединений.
- Изучение строения комплексных соединений (комплексообразователь, лиганды, внутренняя сфера, внешняя сфера).
- Диссоциация комплексов на внешнюю и внутреннюю сферу.
- Уметь определять координационное число комплексообразователя.
- Определять вид химической связи между комплексообразователем и лигандами, внешней и внутренней сферой.
- Уметь называть комплексные соединения.
В 1597 году немецкий алхимик и врач Либавий проводил опыты с медным купоросом в поисках лекарства для лечения ран, кожных болезней. Повторите старинный опыт, которому в 2007 году исполнилось 410 лет.
Налейте в химический стакан на 1/4 объема раствор сульфата меди(II) и небольшими порциями добавьте раствор аммиака.
Запишите уравнение химической реакции. Ваши наблюдения?
Совпадают ли Ваши наблюдения с предполагаемым продуктом реакции? Объясните Ваши наблюдения, укажите цвет и агрегатное состояние полученного вещества.
Что кроется за калейдоскопом цветов?
Либавий не нашел объяснения случившемуся, бессильны оказались и все его современники. Так Либавий получил первое комплексное соединение, природу которого химики выяснили только в конце ХIХ века. Классическое учение о валентности, разработанное А. Кекуле, Э. Франклендом не могло объяснить, за счет чего объединяются валентно насыщенные молекулы.
Сможете ли вы объяснить проведенные опыты?
2. Ознакомьтесь с теоретическим материалом, запишите основные понятия в тетрадь, ответьте на вопросы самоконтроля
В конце XIX века швейцарский химик А.Вернер в 1893 году разработал координационную теорию, в основе которой положения теории пространственного строения веществ и теория электролитической диссоциации.
Были ведены следующие понятия:1) комплексные соединения; 2) атом-комплексообразователь (или центральный атом); 3) лиганды (атомы, ионы, полярные молекулы или неполярные молекулы, связанные с центральным атомом);
4) координационное число центрального атома (число лигандов).
Комплексный ион — это ион, состоящий из комплексообразователя и лигандов(внутренняя сфера).
Комплексообразователь (центральный атом или ион) — это атом (или ион), к которому присоединено определённое число молекул или ионов.
Лиганд — молекула или ион, входящий в состав комплексного иона, связанный с центральным атомом (ионом) донорно-акцепторной связью. «Лиганд» переводится как «связанный».
Вакансия — свободная электронная ячейка d-металла, которая может быть использована для образования донорно-акцепторной связи с лигандами.
Комплексное соединение — сложное вещество, в состав которого входит комплексный ион.
1. Соединения, имеющие в своём составе комплексные ионы, относятся к комплексным соединениям.
Координационное число (К.Ч.) — число, указывающее количество лигандов, которое способен присоединить к себе комплексообразователь. Может иметь значения 2, 4, 6, 8, 10 и другие.
Формула лиганда | Название лиганда |
H2O | Аква |
NH3 | Аммин |
Cl — | Хлоро |
NO2 — | Нитро |
CN — | Циано |
OH — | Гидроксо |
SO4 2- | Сульфато |
S 2- | Тио |
S2O3 2- | Тиосульфато |
NCS | Тиоциано |
Суммарный заряд образовавшегося комплексного иона равен алгебраической сумме зарядов центрального атома (иона) и лигандов.
Названия комплексных соединений: Na [Al(OH)4] — тетрагидроксоалюминат натрия,
Вывод. Связи между комплексообразователем и лигандами осуществляются с помощью электронных пар. Оба электрона каждой связи предоставляются одним атомом, то есть связи образуются по донорно-акцепторному механизму. Донор электронов — лиганды (молекулы аммиака), а акцептор — центральный атом (ион — комплексообразователь Zn 2+ ) .
Пространственное строение комплексных соединений.
Ионы-комплексообразователи (акцепторы) предоставляют свои свободные орбитали, а лиганды (доноры) оба электрона. Пространственное строение комплексного иона определяется типом гибридизации орбиталей.
линейная молекула — sp-гибридизация, тетраэдр sp
-гибридизация.
1. Написать уравнения диссоциации веществ:
2. Составить формулу комплексного соединения, если известно, что его молекула содержит ионы Ni 2+ , 3C1, а также три молекулы NH3. (2балла)
3. Определить внутреннюю и внешнюю сферы комплексного соединения, координационное число (к. ч.) металла, заряд центрального иона металла, заряд комплексного иона для соединений:
Пример ответа: H4 + [Pt +2 Cl
6], к. ч. = 6. внешняя, внутренняя сфера
1. Написать уравнения диссоциации веществ:
2. Напишите формулу комплексного иона, в котором комплексообразователь — ион Fe 3 + с к. ч. равным 6, а лиганды — ионы F. Каков заряд комплексного иона? (2балла)
3. Определите координационное число центрального атома в комплексах, внутреннюю и внешнюю сферу, заряд комплексного иона: [Ag(NH3)2] C1; K4[Fe(CN)6]; [Со(NН3)3]С13. Запишите диссоциацию данных веществ. (2 балла)
Если вы набрали 4-5 баллов, приступайте к изучению следующего учебного элемента.
Если же вы набрали меньше 4 баллов, то вернитесь и прочитайте еще раз УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ-1 (УЭ-1), поработайте с опорным конспектом.
Ознакомьтесь с теоретическим материалом УЭ-3, проверьте свои знания самоконтролем.
УЭ-3. Классификация комплексных соединений
Частные дидактические цели:
1. Познакомиться с классификацией комплексных соединений по составу внутренней и внешней сферы;
В зависимости от природы лиганда различают:
Кислоты | Основания | Соли | Неэлектролиты |
H[AuCl4] | [Ag(NH3)2]OH | [Ni(NH3)6(NO3)2 | [Pt(NH3)2Cl2] |
H2[SiF6] | [Cu(NH3)4](OH)2 | Na3[AlF6] | [Ni(CO)4] |
Центральным атомом могут быть как ионы металла так и ионы неметалла.
Центральный атом — неметалл: К[BF] — тетрафтороборат(III) калия.
Центральный атом — металл: Na[Al(OH)4] -тетрагидроксоалюминат натрия.
Состав комплексных соединений
1. Из предложенных ниже ответов выберите тот, который характеризует ион-комплексообразователь и его заряд в соединении Na4 [Fe(CN)6]:
a) Fe 3+ ; б) CN
; в) Fe 2 + ; г) Na + ; д) Na.
2. Какая из приведенных ниже формул соответствует гексагидроксоалюминату натрия:
3. Какие ионы образует при электролитической диссоциации в воде хлорид тетраамминмеди (II) : [Cu(NH3)4] C12: a) Си 2+ , Сl; б) [Cu(NH3)4] 2+ , Сl; в) Cu 2+ , NH3, Сl; г) Сl; д) [Cu(NH3)4]+, Сl?
За каждый правильный ответ (1 балл)
1. Из предложенных ниже ответов выберите тот, который характеризует центральный ион и его заряд в соединении [Zn(NH3)4]Cl2 : a) Zn 2+ ; б) NН3; в)[Zn(NH3)4] 2+ ; г) Сl; д) N -3 .
2. Какая из приведенных ниже формул соответствует сульфату тетраамминмеди (II):
3. Какие ионы образует при электролитической диссоциации в воде диакватетрагидроксоалюминат натрия Na [A1(OH)4 (Н2О)2]:
a) Na + ; б) Аl
, ОН», Na + ;
За каждый правильный ответ (1 балл)
УЭ-4. Получение комплексных соединений
Частные дидактические цели:
1. На практике получить комплексные соединения, исследовать их свойства.
2. Записывать химические реакции в молекулярном и ионном виде.
3. Уметь составлять химические формулы комплексных соединений, называть комплексы.
Рекомендации. Получите комплексные соединения, запишите соответствующие химические реакции, объясните результаты проведенных опытов, назовите полученные вещества.
Опыт № 1 . Растворение амфотерных гидроксидов в избытке щелочи.
К раствору сульфата алюминия по капле добавьте щелочь, получите осадок, затем растворите его в избытке щелочи.
1. Объясните результаты проведенных опытов.
2. Запишите уравнения проведённых реакций.
3. Какое пространственное строение комплексного иона?
К раствору хлорида цинка добавьте по каплям гидроксид калия до появления белого студенистого осадка гидроксида цинка. Разделите в две пробирки: в одну добавьте избыток КОН, а в другую — раствор аммиака. Что наблюдаете?
1. Составьте уравнения всех проведенных реакций.
2. Определите координационное число иона Zn 2+ , заряд комплексного иона, внешнюю сферу.
3. Каково пространственное строение комплексного иона?
К раствору роданита калия (KCNS) добавьте хлорид железа(III), получите красную кровяную соль, запишите её формулу, назовите полученный комплекс.
KCNS + FeCl3 = ? + KCl роданит калия
1. Допишите уравнение проведенной реакции.
2. Запишите краткое ионное уравнение.
3. Каково пространственное строение комплексного иона?
За каждый правильно оформленный опыт Вы получаете по 2 балла.
Задание. Уравняйте методом электронного баланса или методом полуреакций окислительно-восстановительные реакции, каждое уравнение (3балла).
В настоящее время золото извлекают из руд цианидным методом предложенным князем Петром Романовичем Багратионом — племянником героя войны 1812 г.
Пример 2: Растворение золота в «царской водке».
УЭ-5. Практическое применение, значение комплексных соединений
Частные дидактические цели:
1. Ознакомиться с применением комплексных соединений.
2.Качественные реакции на ионы металлов.
3. Природные комплексы (хлорофилл и гемоглобин).
Руководство. Познакомьтесь с применением комплексных соединений.
Великий Гете сказал: «Просто знать — еще не все, знания нужно уметь использовать».
Ряд комплексных соединений применяют для распознавания тех или иных ионов.
Желтая кровяная соль (K4[Fe(CN)6] ) служит реагентом на катионы железа Fe, а красная кровяная соль ( K3[Fe(CN)6] ) реагентом на катионы железа Fe.
Опыт №4. Качественная реакция на ионы Fe.
К раствору хлорида железа(Ш) прилейте 2-3 капли раствора желтой кровяной соли K4[Fe(CN)6 . В растворе эта соль диссоциирует на ионы.
K4[Fe(CN)6]
4K + +[Fe(CN)6] 4—
4Fe 3+ +3[Fe(CN)6] 4- -> Fe4 3+ [Fe 2+ (CN)6 — ]3 4—
берлинская лазурь (темно-синий осадок)
Образуется темно-синий осадок берлинской лазури, или гексацианоферрата(П) железа(Ш). Берлинская лазурь была случайно получена в 1704 г. немецким мастером Дисбахом, готовившим краски для художников. В России ее применяли для окраски тканей, бумаги, в иконописи и при создании фресок.
Желтая кровяная соль (синильно-кислый поташ, синь-кали) — вещество ядовитое. Это соединение получали из животных отбросов (кровь, копыта, шкуры, сухая рыба, кожа, мясо, шерсть и другое), поэтому оно имеет такое название. Закупать ее в России можно было только с разрешения полиции.
Опыт №5 . Качественная реакция на ионы Fe 2+ .
К раствору сульфата железа(П) прильем несколько капель раствора красной кровяной соли K3[Fe(CN)6] . В растворе эта соль диссоциирует на ионы.
K3[Fe(CN)6]
3K + [Fe(CN)6] з-
3Fe
+2[Fe (CN) ] = Fe3 [Fe(CN)6]2
Образуется темно-синий осадок турнбулевой сини, или гексацианоферрата(Ш) железа(П). Турнбулева синь названа в честь Турнбуля (дед английского физика и химика У. Рамзая), владевшего заводом, на котором производились вещества, применяемые для крашения тканей.
Таким образом, соединения K4[Fe(CN)6J и K3[Fe(CN)6] являются важными аналитическими реагентами соответственно на катионы Fe 3+ и Fe 2+ .
Вывод: комплексные соединения чрезвычайно разнообразны по составу и строению, поскольку может быть много различных комбинаций не только из разных, но и из одних и тех же компонентов.
УЭ-6.Свойства комплексных соединений
Цели: рассмотреть влияние строения комплексов на их свойства.
1) Изучение влияния строения иона металла на окраску комплексов
MnCl2 | Mn 2+ | d 5 | бесцветный |
FeSO4 | Fe 2+ | d 6 | желтый |
CoSO4 | Co 2+ | d 7 | розовый |
NiCl2 | Ni 2+ | d 8 | зеленый |
CuSO4 | Cu 2+ | d 9 | синий |
ZnCl2 | Zn 2+ | d 10 | бесцветный |
Разное количество d-электронов, разное координационное число, отсюда, разная окраска.
2) Сравнение интенсивности окраски комплексных соединений меди.
Окраска зависит от силы влияния частиц, т.е. лигандов во внутренней сфере, изменяется цвет.
3) Цвет комплексов зависит от природы и числа лигандов, окружающих центральный атом (катион).
Получено и широко используется на практике несколько комплексных соединений кобальта, которые имеют одинаковый качественный состав, но различаются числом и характером связи компонентов. Эти вещества входят в состав красителей (кобальтовые краски). Они по-разному окрашены:
CoCl3* 6NH3 | [Co(NH3)6] 3+ Cl3 | Оранжевый |
CoCl3* 5NH3 | [Co +3 (NH3)5Cl — ]Cl2 | Пурпурный |
CoCl3* 4NH3 | [Co +3 (NH3)4Cl 2 — ]Cl — | Зелено-фиолетовый |
CoCl3* 3NH3 | [Co +3 (NH3)3Cl3 — ] 0 | Зелено-голубой |
Цвет комплексов зависит от природы и числа лигандов, окружающих центральный атом (катион).
УЭ-7. Резюме. Подведение итогов урока.
1. Прочитайте цели урока (УЭ-0).
3. К чему пришли в результате овладения темой.
источник
Источник
За что отвечает гемоглобин и что значит пониженный и повышенный показатель?
Цифры напротив символа Hb, или гемоглобина, в бланке с результатами общего анализа крови могут раскрыть врачу причины низкого давления, головокружения, судорог ног пациента, а также оповестить о надвигающихся серьезных угрозах. Своевременное выявление отклонений и приведение концентрации гемоглобина в норму позволит избежать серьезных проблем со здоровьем. Речь идет о снижении рисков инфарктов и инсультов у людей в возрасте, патологий развития детей, ухудшения состояния матери и плода во время беременности.
Что такое гемоглобин и каковы его функции
Гемоглобин (Hb) — сложный железосодержащий белок, содержащийся в эритроцитах (красных кровяных тельцах) крови и частично присутствующий в свободном виде в плазме. Именно он осуществляет перенос кислорода от легких к клеткам и углекислого газа — в обратном направлении. Если говорить образно, то эритроцит — это своеобразное грузовое судно, курсирующее по кровяному руслу, а молекулы гемоглобина — контейнеры, в которых транспортируется кислород и углекислый газ. В норме один эритроцит вмещает порядка 400 млн молекул гемоглобина.
Участие в газообмене — важнейшая, но не единственная функция «кровяных шаров» (от греч. haima — «кровь» + лат. globus — «шар»). Благодаря своим уникальным химическим свойствам гемоглобин является ключевым элементом буферной системы крови, поддерживающим кислотно-щелочной баланс в организме. Hb связывает и выводит на клеточном уровне кислые соединения (препятствует ацидозу — закислению тканей и крови). А в легких, куда он поступает в форме карбгемоглобина (HbCO2), за счет синтеза углекислоты предотвращает противоположный процесс — защелачивание крови, или алкалоз[1].
Производная Hb — метгемоглобин (HbOH) — обладает еще одним полезным свойством: прочно связывать синильную кислоту и другие токсичные вещества. Таким образом, железосодержащий белок принимает удар на себя и снижает степень отравления организма[2].
Итак, гемоглобин крайне важный элемент жизнедеятельности и патологическое уменьшение его концентрации (анемия или малокровие) может спровоцировать в лучшем случае ломкость ногтей и волос, сухость и шелушение кожи, мышечные судороги, тошноту и рвоту, головокружение. Острая же форма анемии вызывает кислородное голодание клеток, приводящее к обморокам, галлюцинациям и фатальным последствиям — гипоксии мозга, атрофии нервных клеток, параличу дыхательной системы.
Как должно быть в норме
Уровень гемоглобина в нашей крови может несколько увеличиваться и уменьшаться по естественным причинам. Обновление гемоглобина связано с жизненным циклом эритроцита, к которому он прикреплен. Так, примерно каждые 120 дней часть молекул гемоглобина вместе с эритроцитами отправляется в печень — на расщепление и после вновь синтезируется, присоединяясь к свободному эритроциту[3].
Количество гемоглобина зависит от возраста и пола, меняется в процессе вынашивания и рождения ребенка[4].
На гемоглобин также оказывают влияние специфические условия труда или проживания (например, повышенные показатели бывают у пилотов и жителей гористой местности), приверженность вегетарианству и донорство (эти факторы, напротив, снижают гемоглобин)[5].
Согласно рекомендациям ВОЗ[6], нормой гемоглобина считается:
- для детей от полугода до 5 лет — 110 г/л и выше;
- для детей 5–11 лет — 115 г/л и больше;
- для детей 12–14 лет, а также девушек и женщин (15 лет и старше) — 120 г/л и выше;
- для мужчин (15 лет и старше) — 130–160 г/л.
Беременным женщинам, обеспечивающим минералами (в том числе железом) себя и малыша, важно следить, чтобы уровень гемоглобина не падал ниже 110 г/л. Отметим, что, по данным ВОЗ, железодефицитная анемия (ЖДА) диагностируется у 38,2% беременных на планете[7]. Дефицит молекул гемоглобина может возникнуть после 20-й недели «интересного положения»: из-за увеличения объема циркулирующей крови, растущих потребностей плода, уменьшения поступления и всасывания железа вследствие токсикоза и расстройств ЖКТ. В это время женщину может мучить слабость, головокружение, одышка даже при непродолжительной ходьбе, судороги нижних конечностей. Опасное следствие острых форм ЖДА — преждевременные роды, задержки в развитии плода.
Кстати, необычные вкусовые запросы беременных (вплоть до анекдотичных, таких как салат из жареной клубники и селедки) порой тоже связаны с потребностью в железе для синтеза гемоглобина. Роды, сопровождающиеся потерей крови, ведут к дополнительному понижению гемоглобина. В целом от зачатия до появления ребенка на свет организм женщины утрачивает порядка 700 мг железа, еще 200 мг — за период лактации[8]. На восстановление запасов требуется не менее трех лет.
Виды анализов на гемоглобин
Подсчет числа молекул гемоглобина производится при общем анализе крови. Помимо количества белка (строка Hb), в бланке анализа могут указать MCH/MCHC, что соответствует среднему содержанию/концентрации гемоглобина в эритроците. Это уточнение позволяет подсчитать полезный железопротеин и исключить из расчета аномальные, нестабильные формы гемоглобина, не способные переносить кислород.
Для измерения гемоглобина во внелабораторных условиях — в машинах скорой помощи или при проведении профилактических выездных осмотров — применяются специальные гемоглобинометры. Это портативные приборы, в которые помещается кровь с реагентом для фотометрического автоматического определения количества гемоглобина.
Для массового тестирования на анемию в странах третьего мира ВОЗ разработала малозатратный колорометрический метод исследования. При колориметрии каплю крови наносят на специальную хроматографическую бумагу и сопоставляют ее со шкалой цветов, соответствующих разным показателям гемоглобина с шагом 20 г/л[9].
Уровень гликированного гемоглобина определяется и при биохимическом анализе венозной крови. Цель исследования в данном случае — определение глюкозы в крови, которая образует прочное соединение с гемоглобином и лишает его возможности транспортировать кислород. Показатель важен для диагностики сахарного диабета и оценки эффективности его лечения.
Чем опасен повышенный гемоглобин в крови
Высокий гемоглобин может быть вызван объективной нехваткой кислорода, стимулирующей организм на увеличенное производство этого белка крови. Подобная патология часто фиксируется у экипажей воздушных судов и часто летающих пассажиров, жителей высокогорья, альпинистов, горнолыжников. В силу большей потребности в кислороде повышенный уровень гемоглобина свойственен профессиональным спортсменам, преимущественно лыжникам, легкоатлетам, борцам, тяжелоатлетам. Это физиологический механизм компенсации, не вызывающий никаких медицинских опасений (кавказское долголетие — яркий тому пример).
Повысить гемоглобин может и пагубная привычка: во время курения человек вдыхает меньше кислорода, чем требуется, и организм реагирует на это выработкой дополнительного гемоглобина.
К сожалению, повышенный гемоглобин может указывать и на патологии системы кроветворения: эритроцитоз, рак крови, обезвоживание организма, порок сердца и легочно-сердечную недостаточность, а также на непроходимость кишечника[10].
Увеличенное количество гликированного гемоглобина отмечается при сахарном диабете: часть молекул Hb «перетягивает» на себя глюкозу, и для нормального дыхания требуются добавочные кислородные «контейнеры»[11].
Повышенный свободный гемоглобин в плазме фиксируется и при ожоговых поражениях вследствие разрушения эритроцитов с высвобождением из них гемоглобина[12].
Опасность высокого гемоглобина (+20 г/л от нормы и более) заключается в сгущении и увеличении вязкости крови, приводящему к образованию тромбов. Тромбы, в свою очередь, могут вызвать инсульт, инфаркт, кровотечение в ЖКТ или венозный тромбоз[13].
Гемоглобин ниже нормы: что это значит и к чему приводит
Железо — один из самых распространенных и легко добываемых химических элементов на Земле. При этом, как ни парадоксально, от дефицита железа в организме страдает больше людей, чем от какого-либо другого нарушения здоровья[14]. В группе риска население из низких социальных слоев, не получающее достаточного количества железа из продуктов питания, женщины репродуктивного возраста и дети, то есть люди, у которых «приход» элемента меньше «расхода».
Причиной низкого уровня гемоглобина (минус 20 г/л от нормы и более) зачастую являются скудное или несбалансированное питание — недостаточное поступление железа и меди, витаминов A, С и группы B или употребление железосодержащей пищи совместно с цинком, магнием, хромом или кальцием, которые не позволяют Fe усваиваться[15].
Низкие показатели могут наблюдаться у вегетарианцев, т.к. негемовое железо из растительной пищи усваивается намного хуже, чем гемовое, источником которого служат продукты животного происхождения[16].
Смежная причина — наличие кишечных паразитов, которые перехватывают поступающие микроэлементы и витамины. Усвоению железа могут также мешать проблемы с желудочно-кишечным трактом.
Заметное снижение уровня гемоглобина сопровождает кровопотери, вызванные ранениями, оперативным вмешательством, менструацией, кровотечениями, возникающими во время родов и абортов, а также при донации крови и ее компонентов.
На уровень гемоглобина влияют и скрытые кровопотери при патологии ЖКТ (язвы желудка и ДКП), варикозе, миомах и кистах органов женской половой системы, кровоточивость десен.
Причины снижения гемоглобина, возникающие во время беременности и лактации, а также осложнения, к которым они могут привести, мы рассмотрели выше. Длительный железодефицит у мужчин, детей и небеременных женщин имеют сходную симптоматику: ухудшение состояния кожи, ногтей и волос, головокружение, обмороки, онемение рук и ног, беспричинная слабость.
Кислородное голодание вследствие недостатка гемоглобина может привести к ухудшению памяти, замедлению нервных реакций, в запущенной форме — к атрофии клеток мозга и других органов и систем организма.
Усиленное кровообращение (более частый прогон гемоглобина от легких к тканям и обратно) чревато проблемами с сердцем и сосудами: кардиомиопатией и развитием сердечной недостаточности.
Низкий гемоглобин негативно отражается на буферной функции: это значит, что закисление крови подрывает иммунную защиту организма, снижает сопротивляемость простудным и инфекционным заболеваниям.
Наиболее уязвимы перед анемией дети и подростки. Острый дефицит жизненно важного минерала может сказаться на их умственном и физическом развитии[17].
Гемоглобин — незаменимый участник жизнедеятельности, на который возложены важнейшие функции: перенос кислорода и углекислого газа, сохранение кислотно-щелочного баланса, противостояние ядам. Еще одна функция — сигнальная — помогает по отклонению уровня гемоглобина от нормы выявить риски развития патологий и принять контрмеры. Таким образом, контроль и оперативная коррекция уровня гемоглобина — не прихоть врачей, а действенный способ сохранить здоровье.
Источник