Все уровни организации живой материи гемоглобин

Содержание статьи

к какому уровню организации жизни относится гемоглобин

Тема урока: Молекулярный уровень: контрольно – обобщающий урок. 9 класс

Тема урока: Молекулярный уровень: контрольно – обобщающий урок.

Тип урока: урок обобщения, систематизации и контроля знаний, умений и навыков.

Цель урока: вторичное осмысление уже известных знаний через вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке.

-образовательные: повторение и закрепление основных понятий молекулярного уровня жизни как пограничного между живой и неживой природой;

-воспитательные: развитие интереса и познавательной активности учащихся, воспитание культуры общения;

-развивающие: выработка умений и навыков по применению знаний.

Оборудование: жетоны красного, желтого и зеленого цвета, карточки с терминами и их определениями, пакет с биологическими задачами, вопросы – билеты.

Каждый урок – это сложный путь к знаниям. А на каждом пути надо соблюдать правила движения, только при этом условии он будет успешным. Цель нашего урока сегодня – осмыслить уже приобретенные знания при изучении молекулярного уровня жизни, следуя по замысловатым лабиринтам игры под названием «Светофор». Называется она так потому, что ваши ответы будут оцениваться жетонами трех цветов: зеленый – ответ правильный, желтый – частично правильный, красный – не правильный. Каждый жетон дает вам определенное количество баллов: зеленый – 2 балла, желтый – 1 балл, красный – 0 баллов. Победителем будет ученик, набравший максимальное количество баллов. Остальные ученики получают оценки по рейтингу набранных баллов.

Гейм первый – «Дальше, дальше!»

Ученики по очереди отвечают на предложенные вопросы.

1.Назовите уровни организации живой материи, начиная с самого низкого (молекулярный, клеточный, организменный, популяционно – видовой, биогеоценотический, биосферный).

2.Какие элементарные единицы образуют молекулярный уровень организации? (атомы и молекулы).

3.Назовите элементы, составляющие основу живых организмов (98%) – (кислород, углерод, водород, азот).

4.На какие группы делятся все вещества, образующие живые организмы? (органические – белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты и неорганические – вода, минеральные соли).

5.Какое вещество Леонардо да Винчи мог назвать «соком жизни»? (вода).

6.Перечислите функции воды, подтверждающие высказывание Леонардо да Винчи (растворитель).

7.Большинство органических соединений — полимеры. Как называется структурный элемент полимера? (мономер).

8.Какое соединение является мономером белков? (аминокислота).

9.Какое соединение является мономером нуклеиновых кислот? (нуклеотид).

10.Назовите универсальный аккумулятор энергии в клетке (АТФ).

11.Назовите структуры белковой молекулы (первичная, вторичная, третичная, четвертичная).

12.Перечислите разновидности РНК (и-РНК, т-РНК, р-РНК).

13.Расшифруйте полное название ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота).

14.Как называется связь между аминокислотами в белке? (пептидная).

Учащимся раздаются два типа карточек: на одних записаны термины, на других – расшифровка понятий. По выбору учителя один из учащихся зачитывает карточку с определением термина, а учащийся, у которого находится карточка с названием этого термина, встает и громко его зачитывает. Пара выходит к доске. Оба ученика получают зеленые жетоны. И так до тех пор, пока все пары не выстроятся у доски.

Цепь, состоящая из многочисленных звеньев – мономеров

Нарушение природной структуры белка

Способность нуклеотидов к избирательному соединеню в пары

Биологические катализаторы, ускоряют химические реакции в живом организме

Не имеют клеточного строения

Сложные биоорганические соединения, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма

При разрыве этой связи выделяется около 40 кДж энергии

Гейм третий «Заморочки из бочки»

Учитель предлагает учащимся биологические задачи. Они написаны на отдельных листочках, которые ученики самостоятельно выбирают из пакета.

1.В 1963 году в Голландии появились стиральные порошки, которые хорошо удаляли грязь, но действовали при температуре не выше 40 ⁰ С, но белье с таким порошком не рекомендовали кипятить. Какое действующее вещество содержал порошок? Почему оно ограничивало температурный режим? (ферменты, они денатурируют при высокой температуре и теряют свои свойства).

Читайте также:  Как приготовить говяжью печень при низком гемоглобине

2.Каковы причины использования медицинских препаратов, содержащих АТФ (её солей) при мышечной или сердечной дистрофии? (соли АТФ являются источником энергии для мышечных сокращений и других видов функциональной активности клетки).

3.Одна из цепей участка ДНК имеет следующее строение: ЦАА-АЦА-АГТ-ЦГТ. Изобразите соответствующий ей участок второй цепи (ГТТ-ТГТ-ТЦА-ГЦА).

4.Состав ДНК от РНК отличается содержанием: углевода, азотистых оснований, углевода и азотистых оснований (углевода и азотистых оснований).

5.В организме моржей, тюленей и других северных животных накапливается толстый слой подкожного жира. Какие функции он выполняет? (защищает от переохлаждения).

Гейм четвертый – «Счастливый билет»

Участвуют те ученики, которые набрали по результатам предыдущих геймов максимальное количество баллов. Задания написаны на отдельных листочках, которые учащиеся выбирают сами, подобно билетам на экзамене.

1.Исключите лишнее: целлюлоза, крахмал, гликоген, глюкоза (гликоген).

2.Выявите определенную взаимосвязь между первым и вторым словом; такая же связь существует между третьим словом и одним из понятий, приведенных ниже. Найдите его.

Целлюлоза: «глюкоза» = белок: … «нуклеотид, глицерин, аминокислота, липид» (аминокислота).

3.Какие полисахариды характерны для растений: целлюлоза, крахмал, гликоген, хитин? (целлюлоза, крахмал).

4.Какие из углеводов нерастворимы в воде: сахароза, глюкоза, целлюлоза, крахмал? (целлюлоза, крахмал).

5.Исключите лишнее: гемоглобин, миоглобин, инсулин, амилаза, сахароза (сахароза).

6.К какой группе органических соединений относится холестерин: белки, липиды, углеводы? (липиды).

7.Липиды отличаются от углеводов функцией: энергетической, строительной, регуляторной, запасающей (регуляторной).

8.Какие из перечисленных объектов относятся к молекулярному уровню организации живого: клевер, амеба, гемоглобин, болото, бактерия? (гемоглобин).

9.Между первым и вторым понятием существует определённая связь. Такая же связь существует между третьим и одним из перечисленных ниже понятий. Найдите его. Клеточный: «нейрорн» = молекулярный: … «заяц-беляк, луг, витамин С, эпителий» (витамин С).

III .Подведение итогов игры.

Подсчет числа набранных жетонов, объявление победителя, выставление оценок за урок.

-повторить по учебнику главу 1, подготовиться к тестовой проверке знаний.

1., , «Биология. Введение в общую биологию и экологию 9 класс», учебник для общеобразовательных учреждений, Москва, Дрофа, 2005.

2., «Биология. Введение в общую биологию. Рабочая тетрадь. 9 класс», Москва, Дрофа, 2006.

3., «Поурочные разработки по общей биологии. 9 класс», Москва, Вако, 2011.

источник

Тема урока: Молекулярный уровень: контрольно – обобщающий урок. 9 класс

Тема урока: Молекулярный уровень: контрольно – обобщающий урок.

Тип урока: урок обобщения, систематизации и контроля знаний, умений и навыков.

Цель урока: вторичное осмысление уже известных знаний через вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке.

-образовательные: повторение и закрепление основных понятий молекулярного уровня жизни как пограничного между живой и неживой природой;

-воспитательные: развитие интереса и познавательной активности учащихся, воспитание культуры общения;

-развивающие: выработка умений и навыков по применению знаний.

Оборудование: жетоны красного, желтого и зеленого цвета, карточки с терминами и их определениями, пакет с биологическими задачами, вопросы – билеты.

Каждый урок – это сложный путь к знаниям. А на каждом пути надо соблюдать правила движения, только при этом условии он будет успешным. Цель нашего урока сегодня – осмыслить уже приобретенные знания при изучении молекулярного уровня жизни, следуя по замысловатым лабиринтам игры под названием «Светофор». Называется она так потому, что ваши ответы будут оцениваться жетонами трех цветов: зеленый – ответ правильный, желтый – частично правильный, красный – не правильный. Каждый жетон дает вам определенное количество баллов: зеленый – 2 балла, желтый – 1 балл, красный – 0 баллов. Победителем будет ученик, набравший максимальное количество баллов. Остальные ученики получают оценки по рейтингу набранных баллов.

Гейм первый – «Дальше, дальше!»

Ученики по очереди отвечают на предложенные вопросы.

1.Назовите уровни организации живой материи, начиная с самого низкого (молекулярный, клеточный, организменный, популяционно – видовой, биогеоценотический, биосферный).

2.Какие элементарные единицы образуют молекулярный уровень организации? (атомы и молекулы).

3.Назовите элементы, составляющие основу живых организмов (98%) – (кислород, углерод, водород, азот).

4.На какие группы делятся все вещества, образующие живые организмы? (органические – белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты и неорганические – вода, минеральные соли).

5.Какое вещество Леонардо да Винчи мог назвать «соком жизни»? (вода).

6.Перечислите функции воды, подтверждающие высказывание Леонардо да Винчи (растворитель).

7.Большинство органических соединений — полимеры. Как называется структурный элемент полимера? (мономер).

8.Какое соединение является мономером белков? (аминокислота).

9.Какое соединение является мономером нуклеиновых кислот? (нуклеотид).

10.Назовите универсальный аккумулятор энергии в клетке (АТФ).

11.Назовите структуры белковой молекулы (первичная, вторичная, третичная, четвертичная).

Читайте также:  Бланк анализа на гликозилированный гемоглобин

12.Перечислите разновидности РНК (и-РНК, т-РНК, р-РНК).

13.Расшифруйте полное название ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота).

14.Как называется связь между аминокислотами в белке? (пептидная).

Учащимся раздаются два типа карточек: на одних записаны термины, на других – расшифровка понятий. По выбору учителя один из учащихся зачитывает карточку с определением термина, а учащийся, у которого находится карточка с названием этого термина, встает и громко его зачитывает. Пара выходит к доске. Оба ученика получают зеленые жетоны. И так до тех пор, пока все пары не выстроятся у доски.

Цепь, состоящая из многочисленных звеньев – мономеров

Нарушение природной структуры белка

Способность нуклеотидов к избирательному соединеню в пары

Биологические катализаторы, ускоряют химические реакции в живом организме

Не имеют клеточного строения

Сложные биоорганические соединения, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма

При разрыве этой связи выделяется около 40 кДж энергии

Гейм третий «Заморочки из бочки»

Учитель предлагает учащимся биологические задачи. Они написаны на отдельных листочках, которые ученики самостоятельно выбирают из пакета.

1.В 1963 году в Голландии появились стиральные порошки, которые хорошо удаляли грязь, но действовали при температуре не выше 40 ⁰ С, но белье с таким порошком не рекомендовали кипятить. Какое действующее вещество содержал порошок? Почему оно ограничивало температурный режим? (ферменты, они денатурируют при высокой температуре и теряют свои свойства).

2.Каковы причины использования медицинских препаратов, содержащих АТФ (её солей) при мышечной или сердечной дистрофии? (соли АТФ являются источником энергии для мышечных сокращений и других видов функциональной активности клетки).

3.Одна из цепей участка ДНК имеет следующее строение: ЦАА-АЦА-АГТ-ЦГТ. Изобразите соответствующий ей участок второй цепи (ГТТ-ТГТ-ТЦА-ГЦА).

4.Состав ДНК от РНК отличается содержанием: углевода, азотистых оснований, углевода и азотистых оснований (углевода и азотистых оснований).

5.В организме моржей, тюленей и других северных животных накапливается толстый слой подкожного жира. Какие функции он выполняет? (защищает от переохлаждения).

Гейм четвертый – «Счастливый билет»

Участвуют те ученики, которые набрали по результатам предыдущих геймов максимальное количество баллов. Задания написаны на отдельных листочках, которые учащиеся выбирают сами, подобно билетам на экзамене.

1.Исключите лишнее: целлюлоза, крахмал, гликоген, глюкоза (гликоген).

2.Выявите определенную взаимосвязь между первым и вторым словом; такая же связь существует между третьим словом и одним из понятий, приведенных ниже. Найдите его.

Целлюлоза: «глюкоза» = белок: … «нуклеотид, глицерин, аминокислота, липид» (аминокислота).

3.Какие полисахариды характерны для растений: целлюлоза, крахмал, гликоген, хитин? (целлюлоза, крахмал).

4.Какие из углеводов нерастворимы в воде: сахароза, глюкоза, целлюлоза, крахмал? (целлюлоза, крахмал).

5.Исключите лишнее: гемоглобин, миоглобин, инсулин, амилаза, сахароза (сахароза).

6.К какой группе органических соединений относится холестерин: белки, липиды, углеводы? (липиды).

7.Липиды отличаются от углеводов функцией: энергетической, строительной, регуляторной, запасающей (регуляторной).

8.Какие из перечисленных объектов относятся к молекулярному уровню организации живого: клевер, амеба, гемоглобин, болото, бактерия? (гемоглобин).

9.Между первым и вторым понятием существует определённая связь. Такая же связь существует между третьим и одним из перечисленных ниже понятий. Найдите его. Клеточный: «нейрорн» = молекулярный: … «заяц-беляк, луг, витамин С, эпителий» (витамин С).

III .Подведение итогов игры.

Подсчет числа набранных жетонов, объявление победителя, выставление оценок за урок.

-повторить по учебнику главу 1, подготовиться к тестовой проверке знаний.

1., , «Биология. Введение в общую биологию и экологию 9 класс», учебник для общеобразовательных учреждений, Москва, Дрофа, 2005.

2., «Биология. Введение в общую биологию. Рабочая тетрадь. 9 класс», Москва, Дрофа, 2006.

3., «Поурочные разработки по общей биологии. 9 класс», Москва, Вако, 2011.

источник

Источник

Уровни организации живой материи

Уровни организации живой материи — иерархически соподчиненные уровне организации биосистем, отражающие уровни их осложнения. Чаще всего выделяют шесть основных структурных уровней жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. В типичном случае каждый из этих уровней является системой из подсистем низшего уровня и подсистемой системы более высокого уровня.

Следует подчеркнуть, что построение универсального списка уровней биосистем невозможна. Выделять отдельный уровень организации целесообразно в том случае, если на нем возникают новые свойства, отсутствующие у систем более низкого уровня. Например, феномен жизни возникает на клеточном уровне, а потенциальное бессмертие — на популяционном. При исследовании различных объектов или различных аспектов их функционирования могут выделяться различные наборы уровней организации. Например, у одноклеточных организмов клеточный и организменный уровень совпадают. При изучении пролиферации (размножения) клеток многоклеточного уровня может быть необходимым выделение отдельных тканевого и органного уровней, так как для ткани и для органа могут быть характерны специфические механизмы регуляции исследуемого процесса.

Читайте также:  Гемоглобин ниже нормы последствия

Одним из выводов, вытекающих из общей теории систем является то, что биосистемы разных уровней могут быть подобные в своих существенных свойствах, например, принципах регуляции важных для их существования параметров

Молекулярный уровень организации жизни

Это специфические для живых организмов классы органических соединений (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты и т.д.), их взаимодействие между собой и с неорганическими компонентами, роль в обмене веществ и энергии в организме, хранении и передаче наследственной информации. Этот уровень можно назвать начальным, наиболее глубинным уровнем организации живого. Каждый живой организм состоит из молекул органических веществ-белков, нуклеиновых кислот, углеводов, жиров, находящихся в клетках. Связь между молекулярным и следующим за ним клеточным уровнем обеспечивается тем, что молекулы — это тот материал, из которого созданы надмолекулярные клеточные структуры. Только изучив молекулярный уровень можно понять, как протекали процессы зарождения и эволюции жизни на нашей планете, каковы молекулярные основы наследственности и процессов обмена веществ в организме. Ведь именно на молекулярном уровне происходит преобразование всех видов энергии и обмен веществ в клетке. Механизмы этих процессов также универсальные для всех живых организмов.

Компоненты

  • Молекулы неорганических и органических соединений
  • Молекулярные комплексы химических соединений (мембрана и т.д.)

Основные процессы

  • Объединение молекул в особые комплексы
  • Осуществление физико-химических реакций в упорядоченном виде
  • Копирование ДНК, кодирование и передача генетической информации

Науки, ведущих исследования на этом уровне

  • Биохимия
  • Биофизика
  • Молекулярная биология
  • Молекулярная генетика

Клеточный уровень организации жизни

Представленный свободноживущими одноклеточными организмами и клетками, входящих в многоклеточные организмы.

Компоненты

  • Комплексы молекул химических соединений и органеллы клетки.

Основные процессы

  • Биосинтез, фотосинтез
  • Регулирования химических реакций
  • Деление клетки
  • Привлечение химических элементов Земли и энергии Солнца в биосистеме

Науки, ведущих исследования на этом уровне

  • Генная инженерия
  • Цитогенетика
  • Цитология
  • Эмбриология Геология

Тканевый уровень организации жизни

Тканевый уровень представлен тканями, объединяющих клетки определенного строения, размеров, расположения и подобных функций. Ткани возникли в ходе исторического развития вместе с багатоклитиннистю. У многоклеточных организмов они образуются в процессе онтогенеза как следствие дифференциации клеток. У животных различают несколько типов тканей (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная, а также кровь и лимфа). У растений различают меристематическая, защитную, основную и ведущую ткани. На этом уровне происходит специализация клеток.

Научные дисциплины, которые осуществляют исследования на этом уровне: гистология.

Органный уровень организации жизни

Органный уровень представлен органами организмов. В простейших пищеварения, дыхания, циркуляция веществ, выделение, передвижение и размножение осуществляются за счет различных органелл. В более совершенных организмов являются системы органов. У растений и животных органы формируются за счет разного количества тканей. Для позвоночных характерна цефализация защищаемой в сосредоточении важнейших центров и органов чувств в голове.

Организменный уровень организации жизни

Представленный одноклеточными и многоклеточными организмами растений, животных, грибов и бактерий.

Компоненты

  • Клетка — основной структурный компонент организма. Из клеток образованы ткани и органы многоклеточных организмов

Основные процессы

  • Обмен веществ (метаболизм)
  • Раздражительность
  • Размножение
  • Онтогенез
  • Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
  • Гомеостаз

Науки, ведущих исследования на этом уровне

  • Анатомия
  • Биометрия
  • Морфология
  • Физиология
  • Гистология

Популяционно-видовой уровень организации жизни

Представленный в природе огромным разнообразием видов и их популяций.

Компоненты

  • Группы родственных особей, объединенных определенным генофондом и специфическим взаимодействием с окружающей средой

Основные процессы

  1. Генетическая своеобразие
  2. Взаимодействие между лицами и популяциями
  3. Накопление элементарных эволюционных преобразований
  4. Осуществление микроэволюции и выработки адаптации к изменяющейся среде
  • Видообразования
  1. Увеличение биоразнообразия

Науки, ведущих исследования на этом уровне

  • Генетика популяций
  • Теория эволюции
  • Экология

Биогеоценотический уровень организации жизни

Представленный разнообразием природных и культурных экосистем во всех средах жизни.

Компоненты

  • Популяции различных видов
  • Факторы среды
  • Пищевые сети, потоки веществ и энергии

Основные процессы

  • Биохимический круговорот веществ и поток энергии, поддерживающих жизнь
  • Движимое равновесие между живыми оганизмамы и абиотической средой (гомеостаз)
  • Обеспечение живых организмов условиям проживания и ресурсами (пищей и убежищем)

Науки, ведущих исследования на этом уровне

  • Биогеография
  • Биогеоценология
  • Экология

Биосферный уровень организации жизни

Представленный выше глобальной формой организации биосистем — биосферой.

Компоненты

  • Биогеоценозы
  • Антропогенное воздействие

Основные процессы

  • Активное взаимодействие живого и неживого вещества планеты
  • Биологический круговорот веществ и энергии
  • Активная биогеохимическая участие человека во всех процессах биоферы, ее хозяйственная и этнокультурная деятельность

Науки, ведущих исследования на этом уровне

  • Экология
    • Глобальная экология
    • Космическая экология
    • Социальная экология

Источник